Многие психологи уверены, что французское воспитание является правильным и социально адаптированным. Все те, кто сталкивался с французами, отмечают их безупречные манеры, широкий кругозор, открытость и лояльность. Что же такое особенное совершают мамы и папы, для того, чтобы их дети выросли в приятных людей во всех отношениях?
Безусловно, ребенок нуждается в любви. Но неудовлетворенность также необходима. Ребенку необходимо сталкиваться с действительностью. Он должен понимать о себе реальные вещи (Я не самый лучший), реальность о других (Другие не обязаны выполнять мои желания), о том, что жизнь полна неожиданных ситуаций, многочисленных запретов и ограничений. Если ребенок не знает и не понимает этого, никогда не сталкивается с разочарованиями, не испытывает отказов, он вполне может вырасти тираном.
Родители не должны бояться отказывать ребенку. Маленький человек, которого не ставят в ограничительные рамки, которому все дозволено, рано или поздно попадет в эмоциональный тупик, и не сможет контролировать себя в подростковом возрасте, начнет бунтовать. Такие дети, как правило, растут в интеллигентных семьях, где родители в силу своего уклада не способны ограничивать ребенка в поступках и действиях. Часто происходит ситуация, когда ребенок в таких семьях вне дома – ангел, а в домашних условиях превращается в демона. Все объясняется довольно просто: ребенок не подготовлен к внешнему миру, боится его. Дома же, он – король и знает, что ему поклоняются, идут на удовлетворение всех его прихотей.
Ребенок должен чувствовать относительную самостоятельность. Для этого французские родители отдают детей в возрасте трех лет в детские учреждения, которые называются «ecole maternelle». Это самая настоящая школа с отметками, учителями, уроками, каникулами. В каждой группе имеется воспитатель, который помогает детям, но по минимуму. Так, детки самостоятельно одеваются на прогулку. Каждый воспитанник имеет свои обязанности в классе: кто-то вытирает доску, кто-то раздает карандаши и альбомы. Такое поведение детей дает им возможность испытать свои силы в доступных действиях. Возвращаясь домой после таких занятий, малыши способны без замечаний со стороны родителей складывать свои игрушки на определенное место, ставить грязную посуду в мойку.
Довольно часто во французских классах вместе обучаются обычные ребята и дети с ограниченными возможностями или с отставанием в умственном развитии. С такими детьми непременно находится специальный педагог. В результате обычные ученики привыкают к ребятам, которые «не такие, как все», и перестают замечать их недостатки. Дети же с ограниченными способностями адаптируются к окружающим обстоятельствам, чувствует свою причастность к жизни. Толерантность является отличительной чертой французов, но этому учат с детства.
Кроме этого, французские родители много времени проводят за беседами и разговорами со своими детьми. По мнению специалистов, дети должны чувствовать и знать, что все, о чем они хотят узнать или рассказать, интересует взрослых. Поэтому очень важно развивать в детях умение правильно выражать свои мысли, выслушивать мнение других. А этого, как известно, можно добиться только вовремя «живого» общения. В этом случае родители должны быть терпимыми и не раздражаться по поводу слов, произнесенных неправильно. Лучше деликатно исправить и объяснить ребенку, почему его вариант не совсем верный.
Дети способны впитывать все, что преподносят взрослые, считая это правильным. Только от родителей зависит, какую информацию они получат и, как ею распорядятся. Поэтому, взрослым необходимо самим обладать качествами, которые помогут ребенку быть полноценным членом социума.