Первое сентября – день особый не только для первоклассников, но и для их родителей. Даже самые занятые и ответственные мамы и папы берут в этот день отгул, чтобы проводить детей на новый жизненный этап. Но как подготовить ребенка к школе так, чтобы переход на эту ступень прошел комфортно? Ведь так важно, чтобы в самом начале обучения школа вызывала положительный настрой и эмоции…
Адаптация ребенка в школе – к чему готовиться
Итак, ваши дети пошли в первый класс. Многие этого с нетерпением ждали, мечтали о том, как будут хорошо учиться и видели себя совсем самостоятельными. Но вот вы замечаете, что на смену энтузиазму приходит разочарование. Что же случилось? Почему все пошло совсем не так, как ожидали вы и ваше чадо?
Ответ психолога:
«Ребенка готовят к школе еще в подготовительной группе детского сада и, в принципе, нервная система в 6 – 7 лет уже готова к поступлению в школу. Но, в то же время, дети в этом возрасте очень чувствительны к внешним изменениям. А новое образовательное учреждение – это и новый коллектив, и другие требования, и совершенно иной распорядок дня. Потому все дети испытывают трудности адаптации в школе».
Принято различать три уровня трудностей школьной адаптации
1. Легкая степень, которая может быть выражена в повышенном нервном напряжении и возбуждении, нарушениях аппетита и ухудшении сна на начальном этапе.
2. Средняя степень. При ней симптоматика может быть более выражена и сохраняется в течение первого полугодия.
3. Тяжелая степень, при которой имеют место серьезные нарушения здоровья, притом с течением времени симптоматика только нарастает.
Чтобы этот период прошел с наименьшими потерями для здоровья, родителям важно подготовить ребенка психологически и интеллектуально. Каковы же основные аспекты такой подготовки?
Взаимодействие с детьми и взрослыми
Как правило, строить отношения в коллективе ребенок учится в детском саду. Здесь он приобретает опыт общения, взаимодействия в команде, умение решать конфликты и находить компромисс.
Совет психолога
«Проанализируйте, насколько успешно ваш ребенок справляется со своими проблемами сейчас. Для этого попытайтесь объективно ответить на вопросы:
- Умеет ли он/она корректно и обоснованно отстаивать свою позицию?
- Не слишком ли часто вы оказываетесь вовлечены в проблемные ситуации?
- Не приходится ли вам выполнять действия, которые ваши сын или дочь должны делать сами (уборка в комнате и т.п.)?
- Комфортно ли ребенку в кругу взрослых и сверстников?
- Знает ли он правила безопасности в общении с людьми?»
Если вы сами затрудняетесь в поиске «слабых мест» в общении, поговорите с воспитателями. Обнаружили, что не все так хорошо, как хотелось бы? Начинайте развивать навыки общения – больше бывайте в людных местах, учите знакомиться с детьми на площадке, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Позитивная мотивация
Еще один важный момент, о котором забывать не стоит – это мотивация. Ребенок должен идти в школу с положительным настроем по отношению к учебе, учителю, своим способностям. Настраивайте его на то, что все получится!
Интеллектуальная подготовка
И, конечно, важным компонентом является интеллектуальная подготовка ребенка.
Будущий первоклассник:
- различает «право» и «лево»;
- знает времена года, дни недели, месяцы, праздники;
- считает до 10, складывает, вычитает;
- рассказывает небольшие стихи;
- делает поделки;
- умеет пересказывать и описывать то, что видит;
- читает короткие и простые предложения, считает количество слогов;
- владеет навыками элементарного анализа (видит сходства, различия и т.д.) и многое-многое другое.
Детский сад, безусловно, помогает ребенку овладеть всеми необходимыми навыками. Но без активного участия в этом процессе родителей ничего не получится. Узнайте, насколько эффективно ваш ребенок усваивает необходимые в школе навыки и умения. Подумайте, как улучшить его результаты самостоятельно или с посторонней помощью. Существует множество центров различной направленности, с помощью которых начало обучения будет успешным. А это так здорово – когда все получается!
Успехов вам и вашим первоклассникам!